Психиатрия и психосоматика

Профилактика и лечение болезней. Причины возникновения болезней. Устранение нарушений и дисбаланса. Восстановление здоровья. Вата, питта и капха болезни. Диагностика.
Ответить
Аватара пользователя
Sadhu
Сообщения: 81
Зарегистрирован: Ср мар 08, 2017 8:08 am
Контактная информация:

Психиатрия и психосоматика

Сообщение Sadhu » Сб мар 18, 2017 5:56 pm

Граха-Чикитса - наука о психике человека
Аюрведа зародилась не менее 25 тысячелетий назад. Именно в это время основатель древнейшей системы медицины Дханвантари систематизировал знание и опыт вайдьев (целителей) в стройную науку, включающую в себя восемь основных разделов: кайя-чикитсу (терапию), бала-чикитсу (педиатрию), шалья-чикитсу (хирургию, гирудотерапию, иглоукалывание), урдхванга-чикитсу (отоларингологию, офтальмологию, стоматологию), расаяна-чикитсу (геронтологию и косметологию), вриша-чикитсу (урологию и гинекологию), дамиштра-чикитсу (токсикологию) и, наконец, граха-чикитсу (психиатрию).
Граха-чикитса
Граха-чикитса включала в себя аюрведическую психологию, которая в настоящее время наиболее полно развита индонезийским кавираджем (мастером медицины) Халимом Калером. Кроме того, в этот раздел входило знание психотерапии и психиатрии, которым должны были владеть в совершенстве все врачи. С точки зрения Аюрведы, "тонкие" причины болезней скрыты в нашем подсознание, которое отождествляется с манасом (астрально-ментальным планом психики). Каждое мгновение, когда наши чувства (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) соприкасаются с объектами чувств, манас немедленно дает им оценку, разделяя на приятные, неприятные или безразличные ощущения. Далее, он начинает, используя органы чувств (глаза, уши, нос, кожу и язык) и органы действий (руки, ноги, гениталии, рот и другие) повторять понравившиеся ему ощущения, даже если они разрушительны для нашего тела или психики. Он создает элементалы (мыслеобразы), которые старается во что бы то ни стало реализовать в жизни. Это может приводить к отклонению от нашего эволюционного пути, либо причинять боль другим живым существам или создавать дисгармонию в окружающем нас пространстве. Несомненно, это рано или поздно приведет к развитию многочисленных болезней и даже преждевременной смерти.
Граха-чикитса изучает эти тонкие причины болезней и предлагает методы их устранения с помощью психоанализа, внутреннего наблюдения за собой, осознанного отношения к жизни, постижения законов материального мира, развития благочестия, практики мантра-терапии и медитации.
Бхутология
Другой очень важный раздел граха-чикитсы называется бхутологией (демонологией). Он рассматривает различные виды бытового энерговампиризма. Суть их сводится к тому, что человек невольно начинает провоцировать других тем или иным способом отдать свою энергию в момент страха, сильного смущения, раздражения, гнева, ревности или страсти. К сожалению, в наше время практически каждый из нас склонен к таким действиям. Однако этого можно полностью избежать, если наполнить наше сердце любовью и всегда щедро делиться с другими своим душевным теплом и материальными благами.
Также бхутология рассматривает различные виды энергоинформационных заражений:
"сглазы" (подсознательное разрушение тех или иных центров эфирного тела другого человека при выбросе отрицательного мыслеобраза - чаще зависти, гнева, злобы и ненависти)
"порчи" (сознательное разрушение одного или нескольких энергоинформационных центров (чакр) другого человека или его взаимоотношений с определенными личностями или эгрегорами с применением магии)
"проклятия" (создание мощного элементала разрушения, программирующего негативную родовую карму)
"одержимость" (вселение злых духов в психику человека и захват ими контроля над телом)
"Сглазы" и незначительные "порчи" устраняются методами марма-терапии. Что касается остальных энергоинформационных заражений - то их можно нейтрализовать с помощью специального ритуала, называемого агни-хотрой или ягьей. Обычно используют Нрисимха-ягью или Ханумана-ягью. Рисуется священная мандала на которой возжигают огонь, и, призвав Бога или Его представителей (полубогов) произносят в течение нескольких часов специальные мантры, периодически бросая в огонь зерно и предлагая топленое масло. Естественно, что эффективность ритуала- зависит не от внешних вещей, а от квалификации и духовного уровня вайдьи (целителя) или жреца.
Возрождение граха-чикитсы принесет несомненное благо каждому и поможет устранить те болезни, с которыми не может справиться современная медицина.
И. И. Ветров
Директор центра Аюрведической и Тибетской медицины «Дханвантари»

Аватара пользователя
Sadhu
Сообщения: 81
Зарегистрирован: Ср мар 08, 2017 8:08 am
Контактная информация:

Re: Психиатрия и психосоматика

Сообщение Sadhu » Сб мар 18, 2017 5:57 pm

Введение.
«tasyaayusah punyatamo vedo vedavidaam matah vaksyate yanmanusyaanaam lokayorubhayorhitam»
«Сейчас будет изложена Аюрведа, наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в обоих мирах».
(Ч.С. Су. 1.43)
Аюрведа - это часть ведического знания, всеобъемлющей духовной науки, созданная для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.
За свою длительную историю Аюрведа прошла несколько этапов развития. Вместе с ведической культурой она распространилась на восток до самой Индонезии, а на запад - до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей медицинская система. Позже Аюрведу широко использовали буддисты, которые внесли в нее много дополнений. Вместе с буддизмом аюрведа проникла в другие страны, составив основу традиций врачевания в Тибете, Шри-Ланке, Бирме, так же эта наука повлияла на китайскую медицину.
Согласно Аюрведической традиции, причины (источник) болезней разделяются на две категории.
«teṣāṃ kāya-mano-bhedād adhiṣṭhānam api dvi-dhā»
«Различают два источника (местонахождения) болезни: тело и ум».
(А.Х.С. Су 1.21)
К первой категории относят физические (биологические) причины - это нарушение равновесия биологических элементов и первичных энергий физического тела. Лечение в этом случае преимущественно состоит в воздействии на тело - травами, диетой, физиотерапией и йогическими позами.
Вторая категория - кармические причины: болезнь может стать результатом наших неправильных поступков, то есть психических или духовных факторов. Это может быть ошибка в выборе профессии, эмоциональные проблемы и трудности во взаимоотношениях с другими людьми. В этих случаях для лечения может потребоваться изменение образа жизни и отношения к миру в целом. К числу таких причин относится отклонение линии жизни от ее оптимальной предопределенной траектории, называемой на санскрите «дхарма».
«Āyuh-kāmayamānena dharmārtha-sukha-sādhanam āyur-vedopadeśeṣu vidheyaḥ param ādaraḥ»
«Тот, чей ум наполнен желанием жить, желанием, которое является средством для достижения и исполнения Дхармы, Артхи и Сукхи, должен с высшим вниманием обратиться к Аюрведе». (А.Х.С. Су 1.2)
Причиной болезни могут стать действия, совершенные в прошлой жизни, например, связанные с причинением вреда другим существам или со злоупотреблением своей властью и материальными возможностями.
«санти хй асадхаво локе дурмаитраш чхадма-вешинах тешам удетй агхам кале рогах патакинам ива»
«Тот, кто когда-либо совершал грехи, со временем непременно начинает болеть. Точно так же в мире есть много обманщиков, которые выдают себя за наших друзей, однако рано или поздно по их действиям становится ясно, что на самом деле они - наши враги». (Ш.Б. 7.5.27)
Для лечения подобных кармических заболеваний может потребоваться своего рода искупление или жертва. То есть необходимо внутренне очиститься. С этой же целью Аюрведа использует йогу и духовную терапию (Дайва чикитса), в которой применяются драгоценные камни, мантры, молитвы, ритуалы и медитации. Их использование основано не на суевериях, а на понимании глубинных механизмов ума.)
В смрити-шастрах сказано:
«брахма-ха кшайа-роги сйат сурапах шйавадантаках сварна-хари ту кунакхи душчарма гуру-талпагах»
«Убийцы брахманов позже заболевают туберкулезом, пьяницы становятся беззубыми, у тех, кто воровал золото, возникают болезни ногтей, а грешники, вступавшие в половые отношения с женами старших, заболевают проказой и другими кожными болезнями».
Во многих случаях первым шагом к исцелению должно стать раскрытие себя божественной (космической) воле и принятие потока ее милости. Для этого нужно осознать, какова цель и значение жизни человека и ее связь с процессом развития души и духовной эволюцией всего человечества. Нужно идти тем духовным путем, который в наибольшей степени отвечает нашей природе, при этом, обязательно уважая право других следовать своим собственным путем. В этом смысл слов «исцели сначала душу», где под словом «душа» подразумевается наше внутреннее сознание.
Суть исцеления - это объединение. Вера, любовь, преданность, ощущение единства и божественной природы человечества, вообще жизни - вот то, чего недостает современной медицине. Они даруют свободу и пространство для роста и восприятия, поток космической жизненной силы, необходимый для того, чтобы произошло исцеление. Без них мы внутренне сломлены и обессилены, и жизнь наша имеет мало смысла, поскольку в ней нет места очарованию, удивлению, красоте и цели. Большинство заболеваний в современном мире обусловлено отсутствием в нашей жизни духовного смысла.
Аюрведа не может принять медицину вне духовности. Аюрведа без Бога то же, что и сердце без любви.
Основоположником концепции Аюрведы является Шри Дханвантари, который явился в этот мир как олицетворение Абсолютной Истины. Он является Истинным Целителем, пребывающим в сердце каждого живого существа. Знаменитый врач средневековья Ибн Сина писал: «Готов больного исцелять Всевышний, в заботе этой я как врач не лишний». Поэтому мы все должны помнить, что какими бы обширными познаниями в области медицины мы не обладали, нам не стоит считать себя хозяевами жизни.
«камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата дживасйа таттва-джиджнаса’ нартхо йаш чеха кармабхих»
«Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека - задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности». (Ш.Б. 1.2.10)
Из этого текста нам становится ясна цель здорового образа жизни и поддержания здоровья.
Болезнь является если не признаком духовного кризиса, то, по меньшей мере, некоей духовной возможностью. Согласно Упанишадам, «болезнь - высшая форма аскетизма (тапаса)», при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и собственного «Я». Болезнь может свидетельствовать о неправильном образе действий в течение жизни, но может и указывать на то, что энергия души направлена вовнутрь. В любом случае заболевание, особенно тяжелое, требует пересмотра всей нашей жизни с духовной точки зрения. Поэтому самоанализ является первым шагом и основой распознавания причины болезни, поиска путей ее устранения.

Аватара пользователя
Sadhu
Сообщения: 81
Зарегистрирован: Ср мар 08, 2017 8:08 am
Контактная информация:

Re: Психиатрия и психосоматика

Сообщение Sadhu » Сб мар 18, 2017 5:58 pm

Аюрведа – это не просто медицинская наука, это наука о Жизни. Слово «аюрведа» состоит из двух санскритских корней «Айус» и «Веда». «Веда» – знание, наука. «Айус» – жизнь. Но что же такое Жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к древнему Аюрведическому трактату, написанному мудрецом Чаракой около 1000 лет до н.э., «Чарака Самхите»:
«sarirendriysattvatma-samyogo dhari jivitam nityagascanubandhasca paryayair ayur ucyate»
«Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души. Слово «айу» имеет синонимы дхари, дживита, нитйага и анубандха». (ЧС Су. 1.42)
Таким образом, Аюрведа имеет дело с Жизнью. Согласно приведенному выше стиху, Жизнь — это единство тела, ума и сознания (души), поэтому и здоровье, и болезнь имеют как физические, так и психические корни. Болезнь может начинаться в умственной, эмоциональной сфере, затем воздействовать на тело. И наоборот. Следовательно, если говорить о лечении, то оно должно затрагивать оба этих аспекта (физический и психический).
Аюрведа рассматривает человека в терминах его психофизической конституции через три Доша.
«vāyuḥ pittaṃ kaphaś ceti trayo doṣāḥ samāsataḥ vikṛtā-vikṛtā dehaṃ ghnanti te vartayanti ca»
«Вайю (вата), питта и капха - это названия трёх доша. Находясь в дисгармонии, они разрушают человеческое тело, и они же поддерживают его, когда пребывают в гармонии».
(А.Х.С. Су 1.6.)
Из этого утверждения можно понять, что баланс трёх доша – это здоровье, а дисбаланс – болезнь. (А.Х.С. Су 1.20). На санскрите термин Доша определяется как «душйати ити доша» – «всё, что наносит вред, есть Доша».
Следовательно, доша могут быть рассмотрены как патогенные факторы или то, что вызывает болезнь в теле. То есть, дисбаланс вата, пита и капха доша в теле вызывает болезнь.
Однако Аюрведа так же рассматривает роль гун как факторов умственного здоровья и благополучия:
«саттвам раджас тама ити гунах пракрити-самбхавах нибадхнанти маха-бахо дехе дехинам авйайам»
«Материальная природа состоит из трех гун - благости, страсти и невежества. Эти гуны, о сильнорукий Арджуна, обуславливают живое существо, когда оно входит в соприкосновение с материальной природой».
(Б.г. 14.5)
Подобно тридоша, формирующим физическую конституцию, существует тригуна, отвечающие за конституцию ума (психики). Понимание комбинации тригуна и тридоша определяет целостный взгляд на здоровье человека. На различных этапах жизни могут преобладать различные гуны, и каждая доша имеет различные психологические характеристики и склонности. Преобладающая гуна оказывает влияние на доша.
Когда в природе ума человека преобладает саттва, то доша будет проявляться позитивным образом.
Когда в природе ума преобладает раджас, доша тела будет нестабильна.
Когда тамас преобладает в природе ума, то доша будет проявляться негативным образом.
Объединяя эти две классификации (тригуна и тридоша), можно достигнуть точного показателя, где человек находится в жизни (относительно здоровья).
В Аюрведе существуют две различные, но связанные между собой классификации личности. Одна связана с телом, другая с умом. Наша природа определяется этой комбинацией типа тела и ума, и называется ПРАКРИТИ – индивидуальная, уникальная проявленная природа.
Каждое восприятие, мысль, чувство или эмоция — будь она положительной или отрицательной — это биохимическое событие, которое влияет на доша и оказывает воздействие на клетки, ткани и органы тела. Страх, гнев, скорбь, ненависть, зависть, чувство собственничества и другие отрицательные эмоции расстраивают равновесие доша. В то же время, когда доша выведены из равновесия, они дают начало этим же эмоциям или усугубляют их.
С увеличением ваты связаны: тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль.
С увеличением питты связаны: гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность и потребность контролировать ситуацию.
С увеличением капхи связаны: алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия.
В парибхаса-сутре (корневая, содержащая в себе суть, сжатая фраза) Аштанга Хридайам Самхиты мудрец Вагбхата пишет:
«rāgādi-rogān satatānuṣaktān a-śeṣa-kāya-prasṛtān a-śeṣān autsukya-mohā-rati-dāñ jaghāna yo ‘-pūrva-vaidyāya namo ’stu tasmai»
«В глубоком почтении склоняюсь перед тем несравненным целителем, кто способен искоренить болезнь, начинающуюся с корысти, которая всегда распространяется в бесчисленных телах в бесчисленных формах, порождая суету, обман и безрадостность».
(А.Х.С. Су 1.1)
Здесь Вагбхата Муни утверждает, что три первичных патологических состояния, возникающих в результате Раги (страсти или корысти), провоцируют выход из равновесия телесных доша:
Аутсукйа – беспокойство, тревога, страх, суета – порождает дисбаланс Вата-доша.
Моха – безумие, иллюзия, обман – порождает дисбаланс Пита-доша.
Арати – скука, безрадостность, уныние, апатия – порождает дисбаланс Капха-доша.
Кроме того, Аштанга Хридайам Самхита описывает качества каждой из трёх доша:
«tatra rūkṣo laghuḥ śītaḥ kharaḥ sūkṣmaś calo ‘nilaḥ pittaṃ sa-sneha-tīkṣṇoṣṇaṃ laghu visraṃ saraṃ dravam snigdhaḥ śīto gurur mandaḥ ślakṣṇo mṛtsnaḥ sthiraḥ kaphaḥ»
«Сухость, легкость, холод, шершавость, тонкость и подвижность – свойства доша-вата. Лёгкая маслянистость, проникновение вглубь, жар, лёгкость, дурной запах, текучесть и качества жидкости – свойства доша-питта. Маслянистость, холод, тяжесть, медлительность, гладкость, липкость и устойчивость – свойства доша-капха».
(А.Х.С. Су 1.11-12)
Вата, питта и капха обладают своими собственными качествами. При сочетании качества влияют или воздействуют друг на друга в соответствии с двумя фундаментальными принципами Аюрведы:
Подобное увеличивает подобное.
Противоположности уменьшают друг друга.

В Аюрведе выделяют десять пар качеств (Гурвадигуна)
«guru-manda-hima-snigdha-ślakṣṇa-sāndra-mṛdu-sthirāḥ guṇāḥ sa-sūkṣma-viśadā viṃśatiḥ sa-viparyayāḥ»
(А.Х.С. Су 1.18)
Эти качества встречаются как в окружающем мире, так в наших телах и сознании. Каждое из этих парных качеств представляет собой один из полюсов, между которыми лежат промежуточные состояния.
Каждый человек склонен занимать тот или иной полюс, и фактически вся наша жизнь – это выбор между двумя противоположностями. В Аюрведической медицине выделены десять пар качеств, они применимы к любой сфере жизни человека: музыка, архитектура, психология и т.д. И, так как человек всё время делает выбор, ему приходится что-то принимать, а что-то игнорировать. Баланс, или «золотая середина» – это и есть здоровое состояние, а выбор в одну сторону – болезнь. Принимая одни качества, но отрицая другие, жизнь перестаёт быть целостной. Целостность – значит, умение принять и ту, и другую сторону. Такой взгляд определяет психосоматический подход в лечении. Гурвадигуна определяют способность различных субстанций и явлений вызывать в теле и сознании определённые реакции, изменения. Сегодняшняя погода может ощущаться как легкая или тяжелая, она может быть текучей или сухой, подвижной (ветреной) или устойчивой, жаркой или холодной, облачной или ясной. Пища, которую мы едим, может проявлять любое из этих качеств.
Например, мороженое — тяжелое, влажное, холодное, мягкое и текучее. Кожа может быть жирной или сухой, шероховатой или гладкой. Настроение тоже может быть тяжелым или легким, пасмурным или ясным. Мышление бывает медленным или быстрым, ум — спокойным и устойчивым или подвижным и сверхактивным, ясным или затуманенным.
Итак, психосоматические проявления двадцати качеств:
Тяжелая (Гуру) порождает темноту, невежество, тупость, сон
Легкая (Лагху) порождает свежесть, проворство, любовь, веру
Медленная (Манда) порождает лень, тупость, невежество
Резкая (Кхара) порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих
Холодная (Шита) порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность
Жаркая (Ушна) порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия
Сухая (Рукша) порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь
Маслянистая (Снигдха) порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию
Мутная (Авила) порождает забвение, оцепенение, сон
Ясная (Вишадан) порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога
Грубая (Отхула) порождает тупость, невежество, страх
Тонкая (Сукшма) порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость
Неподвижная (Стхира) порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия
Подвижная (Чхала) порождает безверие, беспокойство, метание, неосмысленные действия
Острая (Тишила) порождает быстроту, страстность, гнев
Кроткая (Слакшна) порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие
Густая (Сандра) порождает силу, стремление к действию, основательность
Жидкая (Драва) порождает привязанность, сострадание, скудоумие
Жесткая (Катхина) порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие
Мягкая (Мруду) порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога
Эмоции, порождённые этими качествами, обладают сродством к определенным органам и, как следствие, влияют на их функцию.
Органы Желудочно-кишечного тракта:
Мочевыделительная система.
Почки – страх, разочарование, негармоничные взаимоотношения;
Мочевой пузырь – страх открыться другим людям;
Кожа – проблемы во взаимоотношениях, желание спрятаться, неуверенность, подавленные проблемы.
Сердце и лёгкие – скорбь, печаль.
Эмоции имеют не только психический, но и соматический аспект. Эмоции — это реакции на различные ситуации. Если мы не понимаем свои эмоции и ясно не осознаем их развитие от возникновения до угасания, то они оказывают вредное воздействие на соответствующие органы, вызывая стресс и создавая условия для возникновения будущего заболевания.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей