Страница 1 из 1

Разделы Аюрведы

Добавлено: Чт мар 09, 2017 6:39 pm
Sadhu
Аюрведа является древнейшей наукой о долголетии и здоровой жизни, это философское и в то же время точное и практичное учение, появившееся тысячи лет назад, основанное на гармоничном единении с природой души, ума и тела.
Многие считают что аюрведа — это индийское учение о здоровом образе жизни и питании. Но это не так, это наука (медицина) и здоровый образ жизни — это лишь часть этой науки.
В основе аюрведического учения лежит концепция 5 элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира (пространства). Из этих пяти элементов состоит наша Вселенная. Они меняются, взаимодействуют и влияют на все вокруг. Все эти элементы содержатся в любом теле, в нас в том числе. И если нарушен баланс — значит человек будет болеть. А если баланс в норме — то даже самая опасная в мире инфекция вас не возьмет.
Согласно аюрведе, болезнь начинается не с физического тела. Сначала мы более на уровне нашей невидимой психической оболочки. Все начинается с нарушений работы нашего «тонкого духовного тела» из-за наших негативных эмоций и поступков. Негативные эмоции и поступки проникают в наше подсознание, тонкое психическое тело и формируют там программы зарождения болезней. И если болезнь не устранить на этой психической стадии, то нарушится баланс энергий в организме и последствия будут неизбежны.
Как вы поняли, согласно аюверде, здоровье — это больше чем просто здоровое тело. Это здоровый дух, баланс в организме, оптимальный обмен веществ, хорошее функционирование тканей и пищеварения и ясность ума.

Аюрведа придерживается постулата, что здоровье человека регулируется тремя изначальными качествами – дошами, которые называются вата, питта и капха.
Вата (воздух и эфир) связана с движением, питта (огонь и вода) – с метаболизмом и выработкой энергии, а капха (вода и земля) управляет физической структурой организма и потоком жидкостей. Совокупность этих принципов известна как тридоша. Тридоша управляет всей деятельностью мозга и остального тела, и нужно стремиться к поддержанию их равновесия.

В "Чарака-сутре" (1.24) сказано, что вся аюрведа делится на 3 направления (трисутра):
  • Хету-сутра — причинный фактор болезни;
  • Линга-сутра — признаки, появившиеся в ходе болезни;
  • Аушадхи-сутра — способ лечения.
Изучение аюрведических трактатов указывает на две основные школы врачевания и восемь направлений аюрведы. Есть 2 способа лечения болезни: шамана и шодхана.
  • Шамана — это облегчение болезни. Методы Шамана смягчают болезнь и её признаки.
  • Шодхана — это устранение болезни. Методы Shodhana пытаются устранить причины болезни.
Согласно аюрведе, если не понять причину болезни, то она вернется. Если вылечить больной орган не поняв причину, возможно, болезнь перейдет на другой орган.
Устранить же причины болезни можно только лишь если понять причину болезни (а именно какие негативные эмоции и поступки вызвали болезнь) и возобновив баланс энергий в организме.
Большинство лекарств аюрведы делаются из трав. Также немаловажную роль в выздоровлении играет аюрведическое питание, массаж с маслами, временное диетическое питание и ограничении в еде.
Аюрведическое питание — это особое правильное питание. Согласно аюрведе, употребляя одни продукты и ограничивая другие, можно изменить себя как внешне, так и внутренне.

Будучи медицинской наукой, Аюрведа включает в себя все аспекты лечения и поддержания здоровья. Основываясь на природе заболевания, виде лечения и т.д, еще за долго до нашей эры были детально разработаны 8 специализированных отраслей Аюрведы:

1. Кайа-чикитса – внутренняя медицина (общая терапия). Здесь подразумевается диагностика и лечение общих болезней, то есть болезней, воздействующих на все тело. В наши дни это, пожалуй, самая распространенная отрасль. Кайа в основном означает огонь пищеварения. Поскольку Аюрведа считает, что большинство заболеваний вызвано ослаблением пищеварительной системы, то отрасль Аюрведы, занимающаяся лечением болезней с помощью лекарств (трав), которые, в основном, воздействуют на огонь пищеварения и восстанавливают его функции, называется Кайа-чикитса. Как правило, медикаментозное лечение болезней вообще называется Кайа-чикитса. Это одна из наиболее важных областей аюрведы. Она работает с причиной болезни, ее развитием, симптоматикой, средствами лечения и питанием. "Кайя" означает "все тело". Под лечением часто понимается нормализация потока внутреннего огня – агни. Медицинская школа кайя-чикитса Пунарвасу Атрейи известна как Атрейя-сампрадайя. Чарака замечал, что успех лечения зависит не только от усилий врача, но и также от питания, правильного подбора лекарств и настроения самого пациента.

2. Балрога-чикитса – педиатрия. «Бала» значит ребенок. Это отрасль Аюрведы, связанная с зачатием, беременностью, рождением, послеродовым уходом за матерью и ребенком, а так же с болезнями новорожденных и детей. Она так же называется Каумара-бхритйа. Многие болезни младенцев вызваны недостатками материнского молока; забота о его качестве – важная ветвь каумара-бхритьи.Эта отрасль использует те же методы лечения, что и Кайа-чикитса (терапия), лишь той разницей, что для детей нужны другие дозы лекарства. Эта область медицины охватывает также и период беременности, заботясь о ребенке еще до его рождения. В буддизме эта отрасль медицины называется дарака-чикитса. Особых успехов бала-чикитса достигла в Керале: здесь в священных книгах упоминаются способы лечения таких нарушений, как полиомиелит.

3. Граха-чикитса - психология и психиатрия. Эта отрасль включает в себя лечение болезней, вызванных влиянием такими не привычных явлений как духи, приведения, демоны, гандхарвы и т.д, а также небесные тела (планеты, звезды и т.д). Эту отрасль иногда называют Бхута-чикитса (Бхутавидья). Лечению подвергаются болезни, вызванные негативным влиянием извне, демоническими сущностями. Бхутавидью можно сравнить с современными психотерапией и гипнозом. Она основана на астрологии. В этом разделе говорится о том, что небесные тела (планеты) воздействуют на наш организм. В этой отрасли говорится, что вселенная в небольшом размере присутствуют в нашем теле. Поэтому, если есть проблемы с расположением небесных тел нашем гороскопе (небесной сфере в момент нашего рождения), то мы в процессе жизни будем испытывать определенные проблемы со здоровьем, и к лечению можно подойти с позиции коррективных мер, направленных на исправление этого «дурного» влияния небесных тел.

4. Урдхванга-чикитса - офтальмология, ЛОР-болезни. Так же известна как Шалакйа-чикитса. Это отрасль занимается лечением болезней в органах, расположенных выше шеи: глаза, нос, рот, уши и т.д. Все эти органы очень маленькие и с ними нужно по-особому обращаться. Поэтому хирургические инструменты должны быть очень маленькими и нежными (шалака). И в терапии здесь также нужно быть осторожным. Эта отрасль включает в себя как терапию, так и хирургию.

5. Шалйа-чикитса – хирургия. Лечение хирургических болезней, а именно болезней которые требуют хирургического вмешательства. Когда болезнь вызвана несчастным случаем или вторжением в тело инородного объекта, необходимо срочное хирургическое вмешательство. Она состоит из двух разделов:
— Внешняя шалья – удаление из тела объектов, попавших в него из вне.
— Внутренняя шалья – удаление собственных частей тела, причиняющих беспокойство, например, воспаленный аппендикс и т.д.
Любой инородный предмет, который входит в человеческое тело и причиняет ему боль, называется "шалья". Шалья-тантра – отрасль знания, имеющая дело с шальями. Она состоит из операционной хирургии и акушерства. Здесь разработаны эффективные методы удаления из тела инородных предметов типа частиц камня или земли, пыли, металлических предметов, травы, костей, осколков, ногтей, волос, запекшейся крови, гноя. Операции проводятся с помощью хирургических инструментов, прижиганий, использования щелочных веществ (кшара), применения бандажей, обработки ран и язв. Большое внимание уделяется болезням, могущим возникнуть после хирургических действий. Мастер аюрведы Сушрута написал книгу "Шалья чикитса", где дал подробное и систематизированное описание хирургических методов лечения различных заболеваний. Сушруту можно назвать отцом индийской хирургии. Он объясняет назначение 101 инструмента (янтр), разбивая их на 6 классов:
1) свастика (крестообразные),
2) самдаса (вытянутые),
3) тала (с плоскими концами),
4) нади (имеющие плоскую форму),
5) шалака (в виде прута),
6) упаянтры (дополнительные).
Сушрута определяет также 8 видов хирургической техники (шастра-карма):
1) надрезание,
2) вырезание,
3) выскабливание,
4) прокалывание,
5) зондирование,
6) извлечение,
7) отсасывание,
8) наложение швов.
Все существующие хирургические операции до наших дней укладываются в эти 8 видов, добавить новую технику практически невозможно. Сушрута уделяет также большое внимание анестезии, экспериментирует с обезболивающими средствами. Согласно Сушруте операционное лечение пациента проходит в 3 стадии:
– дооперационное лечение (пурва-карма);
– операционное лечение (прадхана-карма);
– послеоперационное лечение (пашчат-карма).

6. Данштра-чикитса (Агада тантра) – токсикология. Занимается нейтрализацией ядовитых веществ, попавших в тело. Она так же называется Виша-чикитса. Ядовитые вещества включают в себя укусы змей, скорпионов, пауков, собак и т.д, а так же употребление ядовитых препаратов.

7. Джара-чикитса - геронтология, гериатрия. «Джара» означает старость. Старость вносит множество изменений в тело, например, снижение памяти, морщины, физическое ослабление и.т.д. В Аюрведе говорится, что старость это то же самое, что и болезнь, и одна из задач Аюрведы предотвращать процесс старения. Эта отрасль Аюрведы занимается лекарствами или веществами, которые замедляют или даже останавливают и поворачивают вспять процесс старения и которые дают телу новые силы. Эта отрасль по-другому зовется Расайана-чикитса. В распоряжении расаяны – массаж, лекарственные травы и кремы, ванны и особые лекарственные средства.
Ведические писания содержат множество гимнов, посвященных здоровью и процветанию. В этих гимнах прослеживается важность омоложения, лечения и восстановления дхату (тканей организма). "Раса" означает сущность, вкус; в данном случае это понятие относится к потребляемой пище. "Аяна" обозначает каналы, по которым энергия пищи разносится по телу. Правильное питание тела возможно только при нормальном функционировании аяны.

Классификация расаяны:
Камья расаяна — обеспечение хорошего здоровья;
Прана-камья — обеспечение жизненной силы и долголетия;
Медха-камья — обеспечение высокого интеллекта;
Шри-камья — обеспечение здорового вида;
Наймиттика расаяна — обеспечение жизненной силы при конкретных заболеваниях;
Вататпика расаяна — щадящий режим, без строгих ограничений;
Кутиправешика расаяна — жесткий режим, со строгими ограничениями.
Классификация наймиттика расаяны по содержанию:
аушадха расаяна — прием лекарственных средств
аджашика расаяна — особый режим питания
ачара расаяна — нормализация поведения
Для омоложения необходимы два условия:
1) Жить определенное время в одном месте и следовать определенным правилам поведения;
2) Принимать определенные лекарства, такие как Чйаванпраш (так как мы не следуем правилам, которым нужно следовать при приёме Чаванпраша, мы не достигаем эффекта омоложения).

Для того чтобы произошло омоложение необходимо:
— найти особое место для жилья;
— оно должно быть свободным от женщин;
— рядом должна быть река;
— в этом мирном ландшафте построить особый дом;
— жить в одиночестве полтора года (или не меньше девяти месяцев);
— есть только рис и молоко один раз в день и ничего больше;
— рис с молоком можно есть только вечером, а утром нужно есть Чаванпраш;
— в течении всего этого времени с вами должен быть хороший доктор, так как вы превратитесь в маленького ребёнка.
Аль-Бируни, рассказывая об индусах в своей работе "Индия", писал: "У них есть очень своеобразная наука, напоминающая алхимию. Они называют ее расаяна. Расаяна состоит в выполнении определенных операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в основном из растений. Благодаря принципам расаяны у безнадежно больных восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность, восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на весьма долгий срок".
Периоды жизни — Желаемый эффект воздействия — Рекомендуемая расаяна
01-10 — балья — вата, сварна
11-20 — вриддхи — бала, касмари
21-30 — чави — ланха, амалаки
31-40 — медха — шанкупушпи
41-50 — твак — джьйотишмати
51-60 — арсти — джьйотишмати
61-70 — шукра — тмагупта, асва, гандха
71-80 — викрама буддхи — может не требоваться
81-90 — викрама буддхи — может не требоваться

8. Вриша-чикитса - сексология, андрология, гинекология. Занимается лечением бесплодия и увеличением половой потенции. Она так же называется Ваджикарана-чикитса – наука сохранения и восстановления репродуктивной силы